"Нисколько не сомневаюсь, что в последнее время Господь будет иметь народ, который добровольно откажется от системы управления царём-человеком, и, придя к Господу, попросит Его перенять обратно бразды правления. Я очень хочу быть в числе того народа, который будет иметь царём Господа, Творца Вселенной. А ты хочешь этого?"
полная версия статьи под видеороликом
2 статья, Руфь*
Что такое Церковь? Кто такой Израиль?
Ныне радуюсь в страданиях моих за вас
и восполняю недостаток в плоти моей
скорбей Христовых за Тело Его,
которое есть Церковь,. (Кол. 1.24
«и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его,
полнота Наполняющего все во всем.»
«Церковь. Религиозная организация духовенства и верующих, объединённая общностью верований и обрядности; религия, проповедуемая такой организацией.» (Большой толковый словарь русского языка).
Итак, два определения слову Церковь. Одно определение даёт Слово Божье, другое – словарь. Одно и то же ли это понятие: Церковь – тело Христа и Церковь – организация? Рассмотрим это, находясь в состоянии молитвенной связи с Богом на основании Слова Божьего, трезвого разума и голоса совести, который является голосом Божьим.
Может ли на теле Христа находиться гангренный или обмороженный член? Ответ однозначен. Нет. Ибо Христос совершен во всём.
Что делает каждый член живого человека причастником его тела? Разве не дух жизни, находящийся в члене, как и во всём теле? Однозначно да. Ибо мёртвый член тела не реагирует, ни на какие импульсы мозга, не повинуется телу, не получает питания через циркуляцию крови.
Что делает нас членами тела Христова, причастниками Его организма? Жизнь Христа, Его Дух в нас. «потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». (Рим.8,2; 8,9.)
Как обретается Дух Христов? Через рождение свыше.
«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше». (Ин.3,3-7)
Может ли в церкви, как организации находиться член, не рождённый свыше, для которого это понятие лишь абстракция и который в результате не имеет Духа Христова? Да, ибо это хоть и весьма печально, но всё же является реальностью, что большинство членов организованных церквей не знают, что означает быть рождённым свыше.
Может ли в церкви, как Теле Христовом находиться не рождённый свыше человек? Нет. Это исключено, ибо как мы уже прочли в стихе, кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. Кто не родится свыше, тот не может увидеть царствия Божьего, а Царствие Божье внутрь нас быть должно, по словам Христа.
Итак, в церкви, как организации может находиться и не имеющий Духа Христова, не рождённый свыше член. В церкви же, как Теле Христовом, такового быть не может. Исходя из этого, между сими двумя определениями слова церковь есть весьма существенные различия.
Следовательно, часто употребляемое руководителями церковных организаций выражение, что вне Церкви нет спасения, верно лишь в случае с церковью, как Телом Христа. Если я посредством Христова Духа не стану причастником Его тела, то буду навеки потерян. Спасение вне церкви, как организации возможно, иначе как спасся бы разбойник на кресте? Но сей факт ещё не говорит о том, что организация не нужна. Церковь, как организацию, Бог ещё всегда использовал, в качестве Своего орудия для того, чтобы сделать людей причастниками церкви, как Тела Христова. Это очень хорошо видно на примере древнего Израиля.
Хотя они и были названы народом Божьим, большинство израильтян погибли для вечности, ибо не имели Духа Христова, а, следовательно, не могли быть истинным народом Божьим. Истинными израильтянами, народом Божьим, победителями являлись лишь те, которые употребили все преимущества, данные иудейской нации, через что обрели Дух Христов и стали причастниками Божеского естества.
Бог отделил иудейскую нацию не потому, что они были лучше всех других, но потому что хотел, чтобы свет, который Он им дал, светил всем окружающим народам, чтобы и другие могли стать причастниками Божеского естества и получить вечную жизнь.
Но израильтяне, как видно не уразумели плана Божьего в этом отношении и решили, что они как нация (общество, организация) имеют преимущество перед другими людьми касательно спасения. Сделав организацию своим упованием, они отвергли Князя жизни, и не став членами Тела Христова, были отвергнуты и как нация, которой по сравнению с другими, был дан великий свет.
Пророки, пророчествуя об Израиле, не всегда понимали два значения этого слова, а именно Израиль – нация (организация) и Израиль – победитель, т. е. те, которые посредством Духа Божьего являются причастниками Божеского естества. К этому следует сказать, что пророк и не обязан был понимать всё, что Господь повелевал ему возвестить. Он должен был служить проводником для Божьего гласа. Истинный смысл его пророчеств становился иногда ясным лишь столетия, а иногда и тысячелетия спустя. Пример тому пророчества Даниила. «Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени».
Те, которые жаждали царственного, привилегированного положения иудейской нации, могли найти себе достаточно подтверждений в писаниях пророков и построить на них свои упования. К примеру, в Иер.31,35-37 сказано: «Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днём, уставы луне и звёздам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф – имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли – исследованы внизу, то и Я отвергну всё племя Израилево за всё то, что они делали говорит Господь.» Как израильтянину строящему на этом стихе своё упование относительно вечного и непреходящего Израильского царства (общества, организации) должны были слышаться слова: «Се, оставляется вам дом ваш пуст», «не останется здесь камня на камне», «плачьте о себе и о детях ваших»? Однако если искренний человек искал, прежде всего, истину и небесное Отечество, то Господь просвещал его сознание, и он не мог понимать этот текст по-другому, как лишь относя его к духовному Израилю, т.е. тем, кто являлись победителями во Христе.
Также и пророк Лаодикии пророчествуя от Духа Божьего о церкви, по всей видимости, не осознавала до конца и во всей полноте два значения этого слова. Во всяком случае, мы не находим в её трудах этой разграничивающей черты. Если не понимать этих двух значений слова церковь, то можно прийти к выводу, что её высказывания по этому поводу полны противоречий. Но всё дело в том, что одни её высказывания, касающиеся церкви нужно относить лишь к организации, а другие – к Телу Христову, а некоторые применимы в обоих случаях.
Если орудие (организация) перестаёт выполнять назначение орудия и занимает место цели (Тела Христова), саму истинную цель естественно сдвигая с места, то, что же в таком случае происходит? Может ли в таком обществе человек достичь рождения свыше и сохранить это состояние? Это весьма сложно особенно для интеллектуально мыслящих людей, ибо неизбежно создаются такие ситуации, где человек должен выбирать или остаться верным Богу и поступить по совести или остаться в организации и не быть исключённым из неё. И когда человек не понимает этих двух значений слова церковь, то вполне естественно, что он боится утерять членство в организации ибо думает, что от этого зависит его вечная участь, а значит, он поступается верностью Богу и идёт против совести, лишь бы его не исключили из организации, не понимая, что именно последнее лишает его членства церкви, как тела Христова, а следовательно, и спасения.
Слово организация можно ещё понимать как порядок, слаженность действий. Дети Божьи, члены Тела Христова всегда организованы, ибо члены одного тела всегда заботятся о благосостоянии этого тела. Но этот порядок и организованность достигаются не под гнётом железных правил и не контролем извне. Этот порядок проистекает из сердец, в которых обитает Христос Духом Своим. Члены Тела Христова, находясь ли в обществе себе подобных или же среди нечестивых людей, а может, и в полном одиночестве всегда будут действовать в одинаковом направлении, а именно к Славе Божьей, собственному спасению и спасению ближних. В таком смысле организация ещё всегда существовала в Божьем Царстве, и будет существовать как до пришествия Христа, так и во всю нескончаемую вечность.
Что же касается понятия организация, где один человек имеет власть диктовать другим, что они должны делать или не должны делать, чтобы сохранялся порядок, и это в то время, когда он сам не желает и перстом двинуть это иго, возложенное на плечи людям, то это не модель Божьей организации. Модель человеческого единоначалия годна только для тех, которые ещё находятся в детстве, как буквальном, так и духовном, т. е. для ещё не дошедших до полноты возраста Христова и то, она может функционировать только в том случае, если человек, управляющий людьми, как имеющий страх Божий, непосредственно избран и поставлен на это дело Богом, а не сам по наследству или ещё каким-то образом обретает эту власть.
Такая модель человеческого единоначалия в ветхом завете, времени детства не раз имела место. Но время ветхого завета, как время детства, не только было полно конкретных рамок и наказаний, необходимых для воспитания, но и множеством символов, так сказать наглядных пособий для интеллектуального развития «детей». Так сам народ израильский, как нация-организация был символом духовного Израиля, духовной организации. Их выход из Египта символизировал оставление рабства греха. Переход через Чермное море символизировал рождение свыше, смерть для жизни греха и воскресение к новой жизни во Христе Иисусе, т. е. параллель к новозаветнему символу крещения. Сам Моисей, возглавлявший народ, символизировал Христа, главу тела («и все крестились в Моисея в облаке и в море» 1Кор.10,2). Вход в Ханаанскую землю символизировал вход в небесную Отчизну и мн. др.
Новозаветнее время означает время полноты возраста во Христе, когда уже больше не нужны немощные вещественные начала, поэтому Христос и не поставил больше одного человека управлять всем Своим делом на земле, а поставил двенадцать, причём не царей, а служителей, которые также как и все члены одного тела должны были подчиняться голове-Христу, трудясь для созидания тела Христова. Их задача была не господствовать над наследием Божьим, но подавать пример стаду и, будучи облечёнными в смиреномудрие, всем, как стаду, так и пастырям повиноваться друг другу, в смирении находясь под водительством Пастыреначальника – Христа, а не человека. Воплощение этой теории мы видим в Первоапостольской Церкви в самом начале её существования. Она тоже была организована, в ней царил полный порядок, но не благодаря человеческим железным правилам, производящим воздействие извне, а благодаря Евангельской вести, преобразившей человеческие сердца. Апостолы учили, крестили народ, наставляли, утверждали в вере, предупреждали об опасностях, а Дух Святой направлял всё это великое дело, контролировал и охранял. Это функционировало прекраснейшим образом до тех пор, пока власть, принадлежащая только Богу, не стала опять медленно, но верно концентрироваться в руках одного человека.
То, что в истории новозаветнего времени, вплоть до наших дней существовало и существует множество организаций, устроенных по принципу системы царей, где во главе находится человек, в руках которого сконцентрирована вся власть над подчинёнными, свидетельствует о том, что состояние полноты Христова возраста во многом утрачено и люди, находящие такое положение вещей нормальным и правильным, просто впали снова в детство, или, может быть, ещё никогда и не были взрослыми полноценными людьми во Христе.
Но Господь никого не ломает через колено, Он приемлет и такое служение, исходящее из искренних побуждений и мотивов, и всё же Он ждёт, чтобы наконец, появилось такое поколение, которое бы вновь достигло полноты возраста Христова, и под Его непосредственным руководством возвестило бы Евангельскую весть по всему миру, являя своей жизнью красоту и святость Христова характера. Господь нуждается в людях, посвящённых Ему целиком и полностью, чтобы чрез них явить Себя миру. Это будут люди, которые оставят организации, устроенные по типу католической церкви, и составят церковь как Тело Христово, духовную организацию, духовный Израиль, к которому относятся все обетования пророков прошлого и настоящего времени. Да дал бы нам Господь оказаться в числе этих людей, являющихся причастниками Божеского естества и, составляющих настоящую церковь, которая есть тело Христа.
Судьи и цари
Некоторые люди, читая в Библии и сравнивая времена судей и царей, приходят к выводу, что система царей была лучше системы судей, судя по внешним результатам. Но так ли это? Какая система лучше? А может быть нет вообще никакой разницы? И какое дело до этого нам, живущим сегодня перед окончанием благодатного времени, а не во времена судей или царей? Дать последовательные ответы на эти вопросы, можно только прося мудрости у Бога с искренним сердцем, желающим познания воли Божьей для собственного спасения и спасения ближних. Да дал бы Господь Духа Своего каждому смиренно исследующему Слово Божье и в особенности такие важные темы, чтобы всё правильно понять и сделать правильные выводы к собственному спасению.
После того, как Господь 40 лет вёл народ Израильский по пустыне, Он ввёл его в землю Ханаанскую и дал ему для процветания, возрастания и укрепления систему управления судьями. Принцип действия этой системы следующий: Бог является Царём, а поскольку Его Царство это в первую очередь человеческое сердце («Царство Божье внутрь вас есть», то Он, господствуя миром и любовью, управляя изнутри из обращённых сердец, объединяя их друг с другом, созидал и буквальное государство. В таком царстве, где царём является Бог, не может быть беспорядка. Когда была нужда защитить государство от враждебных народностей, Господь Сам избирал и поставлял судей, людей, которых Он мог в особой мере использовать, как Свои орудия. В последующее время, народ мог приходить к ним за судом или советом. Судьи не господствовали над людьми, но были частью простого народа, трудились, как и остальные для своего пропитания, не жили в безмерной роскоши и славе. В этой системе ещё имелись и священники, которые должны были обучать народ воле Божьей, читая из книги закона. В общем, в этой системе было продумано всё необходимое для спасения и блага людей. Это была идеальнейшая система, предназначенная Самим Господом Богом для процветания народа Израильского. Следует особо отметить, что эта система была рассчитана на сознательных людей, служащих Богу на основе доброй воли и совести. Если бы израильтяне были таковыми, то эта идеальная система, данная Самим Господом Богом, функционировала бы идеальнейшим образом. Но какова же была реальность?
Мы знаем, что в периоде судей имел место не только ужасный беспорядок, но и такие аномалии, упоминание которых сразу же ассоциируется с Содомом и Гоморрой. Почему всё это имело место? И была ли система царей лучше в этом отношении? Нет, нисколько. Ибо то, что в системе судей было явно, в системе царей просто приняло скрытный характер, а это, как известно, всегда опасней.
Но вернёмся ко времени судей. Многим любителям превращать благодать Божью в повод к распутству, очень нравится часто употребляемое в книге Судей выражение: «В те дни не было царя у Израиля, и каждый делал то, что ему казалось справедливым». «Видите», - говорят они, «вот основополагающий принцип свободы воли данной Богом, т. е. когда каждый делает то, что ему кажется справедливым», этим оправдывая полнейший разброд умов, беспорядок и аморальность, царящие среди иных, так называемых «христиан». Но отражают ли эти слова на самом деле Божий принцип свободы воли. Никак нет. Бог не может быть служителем греха. Бог есть святость и прилепившиеся к Нему всем сердцем и душой будут также являть эту святость Божью в своей жизни. Божий принцип свободы воли заключается лишь в избрании, кому отдать себя в рабы для послушания, а не в делании всего, что заблагорассудится.
Делать то, что только кажется справедливым, не является принципом, данной Богом свободы воли. Если бы это так было, то это выражение хоть раз стояло бы после какого-нибудь позитивного случая, но нет, оно всегда звучит, как печальный итог после какой-нибудь трагичной ситуации. Это выражение скорее отражает принцип действия греховной плоти с её греховными желаниями. Для греховного «я» справедливым кажется всё то, что ему хочется, поэтому эти слова столько раз повторяются после каких-нибудь ужасных аномалий и трагедий, происходящих в результате того, что не Бог царствовал в сердцах большинства израильтян, а их собственное «я», с его извращёнными представлениями о справедливости. Как уже было сказано выше, для «я» справедливо то, что оно хочет и на этом точка.
Если же сердце поддаётся влиянию Святого Духа, раскаивается, впуская Христа, то Он Сам наставляет человека в том, что является Его волей и не кажущейся, а самой настоящей справедливостью и человек уже никак не может поступать, так, как ему, его собственному «я» кажется справедливым, но так как справедливо в очах Божьих, потому что его взгляд и Божий слились в одно, а греховное «я» умерло. В случае же недостатка интеллектуального знания воли Божьей, израильтянин, в сердце которого жило это горячее желание познать её, всегда мог обратиться к судьям или священникам, имеющим книгу Закона Божьего, где ясно и однозначно была изложена воля Божья. Сознательное незнание воли Божьей не может извинить действия, имеющие в основе свои собственные критерии «справедливости».
Даже язычники, не имея закона (писанного), по природе законное делают, ибо слышат голос Божий, наставляющий их посредством совести. Так что, если даже язычники знали, что убивать, прелюбодействовать, насиловать, красть плохо, то тем более это могли знать израильтяне, которым, как никакому другому народу, была открыта воля Божья.
Все эти ужасы, имевшие место в системе судей, свидетельствуют о том, что израильтяне просто не хотели, чтобы Господь царствовал над ними (или в них). Об этом в первую очередь и говорит это печальное выражение «не было царя у Израиля…». Господь не царил в их сердцах. Они хотели поступать по собственным похотям, живущим в них, а представление о справедливости у греховной плоти всегда противоположно Божьему представлению.
Поэтому результатом такого господства своего «я» был полнейший беспорядок, аморальность, деградация. Всё это, конечно же, не служило к процветанию и укреплению израильской нации. Разобщённость между коленами, внутренняя междоусобица не поднимали им репутацию у окружающих народов. Такое положение израильтянам конечно тоже не нравилось. Они хотели быть сильным, внушительным государством, с которым считались бы окружающие народы, но при этом всё же, чтобы не Господь царствовал над ними, а их родное, милое «я» продолжало оставаться в центре. Достичь политического процветания в обход Царства Божия, можно было только одним путём. Они решили, что хотят царя-человека, который бы вёл их войны, и крепкой властной рукой поддерживал бы дисциплину в народе, создавая крепкое, мощное в политическом отношении государство.
С этим желанием-требованием израильтяне пришли к Самуилу, на что последовал ответ Господа: «Не тебя отвергли они, но Меня, чтобы Я не царствовал над ними». Этот ответ ещё раз показывает, что система судей находилась в Божьей воле, несмотря на все ужасы, имевшие здесь место, ибо здесь Господь наилучшим образом мог быть Царём для тех, кто подчинял Ему свою волю. Тех же, кто шёл путём противления, Он применяя воспитательные меры, отдавал в руки враждебных народов, пока они не обращались к Нему, после чего Он милостиво вызволял их из вражеских рук, вновь возвращая Свою отеческую благосклонность.
Господь не стал настаивать на том, чтобы оставить систему судей, ибо Он никому не навязывает Своё правление и руководство. Раз захотели они отдать себя в волю изменчивого человека, то, пожалуйста, получите, но за последствия этого шага пеняйте на себя.
В системе царей, царь возглавлял народ, господствуя над ним, облагая налогами и всякими жёсткими законами для поддержания дисциплины. Царь не трудился с простым народом для своего содержания. Он находился полностью на иждивении людей. Он не вращался в среде простого народа, не зная о его заботах и нуждах, а купался в праздности и роскоши своего царского двора.
В то время, как каждый последующий судья избирался Богом, каждый из царей, взошедших на престол после Давида, получал царскую власть по наследству, невзирая на то, достоин ли он её был или нет.
Влияние жизни судей на народ не имело таких глобальных масштабов, как влияние царей.
Система управления судьями была системой, данной Господом Богом и соответствующей Его воле. Система же царей была системой управления, допущенной Господом Богом по желанию и воле народа.
По милости Своей, Бог положил им, по крайней мере доброе начало, избрав царём Давида, мужа по сердцу Своему. Но уже и в его время, как на нём самом, так и на народе сказалось отрицательное влияние царского положения. А то, что было далее, так это ещё и ещё раз свидетельствует о том, что не было печати Божьего благоволения на перемене системы управления с судей на царей. Чего стоит только нечестивое царствование Манассии в Иудее и Ахава с Иезавелью в Израиле!
Искренним душам, находящимся под водительством Божьим, в сердцах которых Бог был царём, конечно же, легче жилось во времена судей, ибо в царствовании нечестивых царей таковые часто лишались жизни, ибо избирали жить по совести, согласно воле Божьей, а не требованиям, возомнивших о себе монархов.
Что же касается основной массы народа, в сердцах которых не царил Бог, то, когда бывал благочестивый царь, то и они одевали маску благочестия, что внешне, может быть, выглядело довольно-таки неплохо. Язычники наверняка говорили: «Смотри, какой моральный, благочестивый народ, даже идолам не поклоняются и не участвуют с нами ни в каких обрядах, какой у них порядок» и. т. д. Но вставал за благочестивым царём, развращённый, нечестивый царь, и куда только девалось благочестие народа! Они, как с цепи сорвавшиеся, творили такие мерзости, что те же язычники от удивления и возмущения показывали на них пальцем.
Всё это показывает, что система царей абсолютно не устранила проблемы, существовавшие во времена судей. Невозрожденое сердце израильтян во времена царей просто подстраивалось под существующие обстоятельства.
Так и сегодня существует множество религиозных организаций, созданных по принципу системы царей, где руководящее положение занимает один человек, какой-нибудь религиозный деятель, на которого паства взирает как на воплощение Христа на земле. Внешне он может выглядеть как воплощённое благочестие, плюс к тому хорошо отрепетированные церемониальные служения, величественная музыка, специальная одежда, миллионы членов-поклонников и. т. д. Всё это создаёт потрясающее впечатление, пока не копнуть глубже и не увидеть, что эта организация, и каждый её член представляют собой изнутри. Это то, что Христос сказал фарисеям: «Гробы окрашенные, которые снаружи кажутся людям красивыми, а внутри исполнены костей мёртвых и всякой нечистоты».
Нисколько не сомневаюсь, что в последнее время Господь будет иметь народ, который добровольно откажется от системы управления царём-человеком, и, придя к Господу, попросит Его перенять обратно бразды правления. Я очень хочу быть в числе того народа, который будет иметь царём Господа, Творца Вселенной. А ты хочешь этого?
Молитва
Мой Отче Небесный, я благодарю тебя за твою великую милость и любовь ко мне, за все проявления Твоей благодати в прошедшем году. Благодарю, что Духом Твоим просветляешь сознание для разумения Слова. Благодарю Тебя за то, что Ты Сам руководишь делом Твоим и собираешь искренних людей из всех племён и народов из всевозможных организаций, Духом Твоим побуждая их к одним и тем же мыслям и любовью Твоей созидая такое единство, которое не сможет разрушить лукавый. Боже воздействуй Духом Твоим на сознание и сердце искренне ищущих тебя людей. Дай им познать, что есть истинная церковь, как тело Христово и стать посредством рождения свыше от воды и Духа причастниками этого тела. Познавшим же радость сил будущего века, вкусившим благого глагола Божьего, дай Господи, сохраниться в этом состоянии. Дай каждому прочитавшему вышеизложенные мысли непредвзято поразмыслить над ними в молитве, чтобы сделать правильные выводы, результатом которых будет спасение, духовный рост и вечная радость. Научи, Боже, чётко различать голос Твой от голоса лукавого, чтобы находиться под водительством Духа Твоего, а не колебаться умом от теорий, не имеющих библейского основания. Прославься, Отче, в жизни Твоих искренних детей. Прошу Тебя об этом во имя Спасителя и Господа моего Иисуса Христа. Аминь.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* "Руфь" сестра из Германии, контакты с которой пока найти не удается